ИСТОРИЯ

§18 Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. 😷

1. Какие слои населения поддерживали власть короля в борьбе за объединение Франции? Объясните, почему они это делали.

- средние слои населения: горожане, т.к. король защищал их от феодалов и давал право на самоуправление, боролся с грабежами; мелкие феодалы-рыцари, т.к. это было престижно; свободные крестьяне, т.к. король защищал их от феодалов; церковь, т.к. король позволял им расширить свои владения и защищал их, а это вело к дополнительному доходу и власти.

2. Кто из королей Франции, о которых вы узнали из текста сыграл наиболее важную роль в борьбе за объединение Франции? Аргументируйте свой ответ.

- Филипп II Август и Людовик IX Святой оказали одинаково сильное влияние на процесс объединения Франции. Филипп II Август в ходе войн значительно расширил владения, провёл жёсткую административную реформу. Людовик IX Святой продолжил дело своего деда, провёл крупные внутренние реформы: запретил местные войны, ввёл апелляцию, единую монетную систему, был организатором 7 и 8 крестовых походов, добился мира с соседями.

3. Из-за чего и как произошел конфликт Филиппа IV с папой Бонифацием VIII? Чьей победой он закончился?

- из-за денег и власти, победил Филипп IV.

4. С какой целью король созывал собрание представителей сословий – Генеральные штаты? Как решались дела в этом собрании?

- Генеральные штаты - собрание всех сословий (духовенство, дворяне, горожане), впервые состоялось в 1302 г. Созывалось по инициативе короля в экстренных случаях для помощи правительству. Каждое сословие заседало отдельно и имело по 1 голосу. После отдельных обсуждений происходило общее обсуждение и выносилось решение.

5. Дайте определение понятия «сословная монархия».

- сословная монархия – это форма государства, при которой власть монарха сочетается с органами сословного представительства дворян, духовенства и горожан.

6. Начните составление таблицы «Короли Франции. Объединение страны и централизация власти».



§16 Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. 😷

Ответы на вопросы

1. Какие представления об устройстве общества, об образцовом поведении, о бедности и богатстве утверждала церковь? Следовала ли сама церковь этим утверждениям?
    - церковь считала, что Бог дал разные сословия: те, кто молится, кто сражается, кто работает. Каждый должен выполнять свою роль - это образцовое поведение. Церковь проповедовала аскетичный образ жизни, смирение и любовь, но сама не всегда следовала этому.

2.Что было главной причиной разделения церквей?
    - стремление римских пап получить власть над всей христианской церковью, различия в обрядах.

3. Приведите факты, которые свидетельствуют о том, что при Иннокентии III власть папы достигла наивысшего могущества.
    - он стал опекуном над малолетним германским королем Фридрихом II Швабским, это означало, что Иннокентий получал огромную власть, он присоединил новые земли пользуясь раздором, издал указ, по которому стал главным при утверждении императоров, и создал особый церковный суд католической церкви, названный «Инквизицией».

4. Что проповедовали еретики?
    - проповедовали Евангелие и служение Богу, осуждали жадность, дорогие церковные одеяния, пышные обряды, требовали, чтобы церковь отказалась от десятины, земельных владений и богатств.

5. Как католическая церковь боролась с еретиками?
    - их отлучали от церкви, объявляли вне закона, их убивали.

6. Что такое нищенствующие ордены?
    - 
это ордена францисканцев и доминиканцев, они как бы проповедовали тоже, что и еретики, и тем самым, церковь показывала, что еретики ошибаются обвиняя официальную церковь в нарушении принципа «апостольской бедности».
  
7. Какой из монашеских орденов особенно помогал папе римскому в борьбе с ересями? В чем это выражалось?
    - орден доминиканцев, сначала были проповеди, потом им передали инквизицию.

8. Начертите схему «Источники богатства церкви». 

___________________________________________________________________________________

§15 Горожане и их образ жизни. 😷

Ответы на вопросы

1. Из кого состояло население средневековых городов? Кого из них можно отнести к бюргерству?
  - ремесленники, торговцы, обслуживающий персонал, священники, врачи, учителя, работники культуры, путешественники. Бюргеры - это все постоянно проживающие в городе, кто пользовался особенными привилегиями городского права, по этому к бюргерам можно отнести всех, кроме путешественников, священников и феодалов, т.к. они не жили постоянно в городе или не жили по городскому праву.

2. Кому обычно принадлежала власть в городе?
    - выборному городскому совету.

3. Почему улицы европейских городов были узкими, а дома – многоэтажными, с выступами на верхних этажах?
  - город расширялся внутри крепостной стены, население увеличивалось, места было мало, земля стоила дорого. Ширина улицы должна была быть не меньше длины копья (3,5 метра), но это для первых этажей, следующие этажи нависали, что бы получить больше полезной площади.

4. Из каких основных частей состояла территория средневекового европейского города? Какие здания в нем обязательно были?
  - город состоял из кварталов, например кварталов купцов, гончаров, ткачей и др. Обязательно в городе присутствовали городская площадь, церковь, ратуша.

5. Какими качествами характера, свойствами личности обладали горожане? Почему они были им присущи?
  - активность и предприимчивость, потому что в городе ритм жизни всегда выше и, чтобы выжить и жить достойно, нужно постоянно двигаться и развиваться (это будущие предприниматели).

6. Почему в городах было много грамотных, образованных людей?
- города развивались и требовались люди разных профессий, лучшие из лучших, кроме того, в городах получали образование (нужно было считать, писать, читать, учитывать и строить).

Новые понятия

Патриции - городская знать из богачей.
Ратуша - здание городского совета.
___________________________________________________________________________________

§14 Торговля в Средние века. 😷

Ответы на вопросы

1. Почему рост городов вел к расширению торговли?
    - города были центрами ремесленного производства. Товары производились и для продажи, продажи осуществлялись на ярмарках, купца искали новые рынки сбыта и появлялись новые торговые маршруты.

2. В чем состояли трудности и опасности деятельности купца в Средневековье?
    - товары перевозили на большие расстояния. Были плохие и опасные дороги.

3. Какие города контролировали основные торговые пути в Европе и связи с Востоком? Каковы были их отношения друг с другом? ПО КАРТЕ
    - сухопутные торговые пути: Франкфурт, Нюрнберг, Прага, Кёльн, Париж, Брюгге, Реймс, Лион, Толедо, Севилья, Кордова и Гранада.
    - морские торговые пути: в северной морской торговле - Ганзейский торговый союз (70-300 городов), а также Новгород, Архангельск, Стокгольм, Берген, Саутгемптон, Уинчестер и Лондон. В южной и восточной морской торговле - Генуя и Венеция, Константинополь, Александрия, Мессина, Кафа, города Сирии и Палестины.

4. Расскажите о роли Ганзы в европейской торговле.
    - союз был призван защитить торговые интересы входящих в него городов.

5. Как и зачем устраивались ярмарки? Какие из них были наиболее известны?
    - ярмарки устраивались как центры торговли. На них обменивались и продавались товары сначала из прилегающих к ярмарке земель, а затем и из других стран.Наиболее известными были ярмарки во французском графстве Шампань, в Брюгге, в Антверпене, Женеве и Лионе.

6. Чем занимались менялы, ростовщики, банкиры? Почему возникли эти городские профессии?
    - менялы занимались обменом наличных денег. Ростовщики давали деньги под проценты. В Генуе с XII века менял начали называть банкирами. Эти профессии возникли в связи с развитием торговли и ремесленного производства.

Новые понятия

Гильдии - торговые союзы.
Банк - хранилище больших сумм денег. 

___________________________________________________________________________________

§12 В рыцарском замке. 😷

Ответы на вопросы

1. Используя текст и иллюстрации, опишите снаряжение рыцаря, замок и его осаду.
    - снаряжение рыцаря: меч, длинное копьё, боевой топор, палица, большой щит, кольчуга/латы, шлем.
    - замок: из дерева/камня на возвышенности, несколько мощных стен, башни с зубцами и главной самой высокой башней, окружён рвом с водой, ворота с подъёмным мостом через ров, в подвале колодец с запасами еды, между этажами люки с тяжёлыми плитами, винтовая лестница для спасения и подземный ход.
    - осада замка: нужно преодолеть ров, холм, несколько стен с помощью штурмовых лестниц или тараном разбить главные ворота, увернуться от камней, кипятка, брёвен, горячей смолы, которые лили/бросали со стен, а также от стрел и копий, далее пробиваться через люки каждый раз на этаж выше до главной башни.

2. Объясните, почему военное дело было в Средние века основным занятием феодалов.
    - войны приносили выгоду в виде новых земель, новых людей/налогоплательщиков и добычи, - всё это давала большую власть и уважение, кроме того, это было престижно и позволить себе заниматься военным делом могли только обеспеченные люди.

3. Как воспитывали и чему учили будущего рыцаря?
    - готовились с детства, упражнялись в фехтовании, верховной езде, плавании, борьбе, метании копья, изучали тактику боя, учителя их учили пению, танцам и хорошим манерам. С 7 лет они уже служили пажом при дворе. В 15 лет становились оруженосцами и работали при замке на конюшне и в овчарне. За многочисленные заслуги в бою со временем мужчин посвящали в рыцари.

4. Какие качества особенно высоко ценились среди феодалов? Каково было понимание рыцарской чести?
    - ценились щедрость, верность, смелость, благородство, презрение к смерти. Рыцарская честь означала стремление к совершению благородных подвигов и поступков, защита веры, женщин и слабых.

5. Насколько образ "идеального рыцаря" соответствовал реальному облику и поведению господ?
    -  не всегда рыцари вели себя как рыцари, всё в конечном счёте зависело от самого человека и от того с кем он общается. Могли себя вести и жестоко, и не благородно.

Рассказ о рыцаре

    - Рыцарь Гарольд из дома Грозовых ворот!
    В просторный зал с каменными полами, высокими узкими окнами и тяжёлыми огромными дверьми вошёл мощный двухметровый мужчина с проседью в аккуратной бороде. От него веяло величием, силой и другими неприятными запахами (средневековье на дворе:)). 
    Окинув взглядом стены зала, я увидел много знамён с гербами великих домов того времени. Их освещали десятки факелов. Доспехи опять натёрли ключицу, а свежая рана на ноге начала кровоточить, но, сохраняя непоколебимый вид, я поприветствовал представителей других домов и отошёл в сторону...
    Громкие звуки труб возвестили о начале турнира. Забрало было опущено и верный испанский конь по кличке Молния настукивал копытом какой то средневековый мотив, поднимая пыль и устрашая соперника. Тупые копья разлетались в щепки при каждом сближении рыцарей, кони ржали и падали под тяжестью доспехов, народ ликовал, наблюдая за зрелищем и влюбляясь в каждого победителя. 
    Сплюнув пот смешанный с кровью, Гарольд в очередной, уже последний, раз влез на своего коня. Он обратил взгляд к небу в мысленной молитве и, веря только в победу, пришпорил коня... В ушах стоял гул от ликования толпы, девушки кидали букетики полевых цветов, дамы обвораживали таинственными взглядами, мужчины с завистью хотели быть причастны к рыцарю и его победе. 
    пи-пи-пи-пи - 7:30
  Я открыл глаза, с огорчением понял, что это всё был сон и пора собираться в школу... а ключица всё таки побаливала, наверное от штанги.
THE END

Новые понятия

Замок - жилище феодала и его крепость.
Палица - тяжёлая дубина с утолщённым концом.
Кольчуга - рубаха, сплетённая из железных колец.
Латы - доспехи из стальных пластин.
Забрало - металлическая пластина с прорезью для глаз на шлеме.
Турнир - военное состязание рыцарей в силе и ловкости.
Герб - отличительный знак рода.
Девиз - краткое изречение, объясняющее смысл герба.

Комментарии